«Апробация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования»
Руководитель:
Музыченко Алла Викторовна, заведующий кафедрой психологии образования Института психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент
Объект: система воспитательной работы учреждений общего среднего образования.
Предмет: адаптация модели дружественной и поддерживающей среды, направленной на профилактику насилия среди обучающихся, к условиям осуществления воспитательной работы учреждений общего среднего образования.
Цель: определение воспитательного потенциала и профилактической эффективности модели дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования, направленной на профилактику и коррекцию насилия среди обучающихся.
Актуальность проекта обусловлена:
– повышением степени социальной напряженности и уровня психологической тревожности в школьной среде, обусловленных динамизацией процессов социальной стратификации, межпоколенным разрывом, усиленных неблагоприятной эпидемиологической ситуацией;
– ростом явных и латентных форм насилия и буллинга среди обучающихся;
– недостаточной подготовленностью персонала учреждений общего среднего образования в вопросах диагностики и профилактики, форм и методов разрешения возникающих случаев насилия в условиях учреждения образования;
– долгосрочными неблагоприятными последствиями для психологического здоровья участников насилия, независимо от исполняемой ими роли: агрессор, жертва, свидетель.
Для осуществления программы экспериментальной деятельности предлагаются в качестве баз 20 учреждений общего среднего образования, представленных из разных регионов Беларуси. Выборку учреждений образования составили: 11 городских (3 столичные гимназии, 4 столичные школы, 1 городское кадетское училище, 1 городская гимназия, 2 городские школы), 7 областных (школ).
Качественно-количественному анализу подлежат:
– разделяемые микрогруппами классов ценности и правила, восприятие ими фактов насилия и буллинга,
– предпочитаемые учащимися действия по налаживанию сотрудничества и преодолению конфликтных ситуаций,
– факты инициатив субъектов образовательного процесса по организации жизни в классе и внеклассном пространстве,
– формы взаимодействия субъектов образования школ с представителями местных сообществ, оказанная ими поддержка.