Вопрос-ответ

Что должен включать в себя аналитический отчет о работе специалистов учреждения образования за год?

развернуть

В аналитическом отчете за год отражаются качественные и количественные показатели по всем направлениям деятельности в соответствии с планом работы специалиста. Анализируется выполнение поставленных задач, указываются достижения, эффективные формы работы, а также проблемные вопросы, которые необходимо решить, определяются перспективные направления дальнейшей работы на следующий год.

свернуть

Что необходимо предпринять руководству учреждения образования, в случае, когда законные представители несовершеннолетних не желают сотрудничать в вопросах оказания помощи ребенку по преодолению кризисного состояния?

развернуть

Можно инициировать проведение консилиума для выработки способов взаимодействия с законными представителями по организации помощи несовершеннолетнему.

Также, в соответствии с Инструкцией o порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел, при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних от 15.01.2019 № 7/5/13, утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь, в рамках профилактической работы субъекты профилактики имеют право письменно ходатайствовать о приглашении законных представителей несовершеннолетнего на заседание комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов несовершеннолетнего.

В случае попытки суицида несовершеннолетним необходимо руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019  № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (критерий – родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка).

свернуть

Необходимо ли информировать (управление) отдел образования районного исполнительного комитета (далее – райисполком) об угрозе совершения суицида несовершеннолетним, которая выражается в устном высказывании?

развернуть

Согласно Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних от 15.01.2019 № 7/5/13 к 3, утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь, к факторам высокого риска суицидальных действий у несовершеннолетнего относятся:

сведения о совершении попытки суицида,

намеренное нанесение самоповреждений,

демонстрация суицидальных угроз.

Суицидальные угрозы – намерения и действия, выраженные в устной, письменной или какой-либо иной форме, свидетельствующие о наличии у несовершеннолетнего суицидальной активности и вероятности совершения суицидальных действий.

На основании вышеперечисленного, информацию об угрозе совершения суицида несовершеннолетним необходимо сообщать в управление (отдел) образования райисполкома, который в свою очередь информирует управление образования Гродненского областного исполнительного комитета (далее – облисполком).

Управление образования Гродненского облисполкома направляет информацию в Министерство образования Республики Беларусь согласно приложению 6 к Рекомендациям по организации работы по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся (Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году»).

свернуть

В каких случаях организуется работа мультидисциплинарной бригады?

развернуть

Мультидисциплинарная бригада организуется в учреждении образования для оказания своевременной помощи несовершеннолетнему:

совершившему попытку суицида;

имеющему тенденцию к самоповреждению (порезы, раны);

демонстрирующему суицидальные угрозы (прямые либо завуалированные);

имеющему признаки депрессивного расстройства.

Работа мультидисциплинарной бригады организуется с письменного согласия законного представителя несовершеннолетнего, которому необходима помощь.

свернуть

У кого хранятся заполненные анкеты и обработанные результаты психосоциального анкетирования?

развернуть

С целью прослеживания динамики по результатам психосоциального анкетирования учащихся специалистам социально-педагогической и психологической службы учреждения образования целесообразно сформировать папку (или электронную папку) с заполненными анкетами, анализом результатов анкетирования по учебным группам (классам).

Данные с заполненными анкетами, анализом результатов, заключение и информационная справка хранятся у специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования. Следует обратить внимание, что информационная справка «О результатах психосоциального анкетирования в учреждении образования» за подписью руководителя учреждения образования хранится в бумажном варианте.

свернуть

Можно ли психосоциальное анкетирование проводить в электронном варианте?

развернуть

В письме государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования» от 07.10.2021 № 1-60/896 поясняется, что при проведении психосоциального анкетирования может использоваться электронный вариант, разработанный специалистами учреждения образования Лидского районного исполнительного комитета. Шаблон электронного варианта проведения психосоциального анкетирования можно получить, перейдя по ссылке, размещенной в вышеуказанном письме. 

свернуть

Необходимо ли согласие родителей на проведение психосоциального анкетирования?

развернуть

Согласно методическим рекомендациям по проведению психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления психоактивных веществ от 22.09.2021 пихосоциальное анкетирование проводится в рамках осуществления профилактической деятельности и вносится в план воспитательной работы учреждения образования. В соответствии со статьей 18 Закона Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» при оказании психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет при оказании психологической помощи в виде психологического просвещения и психологической профилактики в учреждениях образования и организациях здравоохранения согласия законных представителей не требуется.

свернуть

Что можно считать психическим насилием над ребенком?

развернуть

Категории насилия, выделенные С. Глюк:

Отказ: отказ от поддержки идей и чувств ребенка, заставляющий ребенка почувствовать себя ненужным, ни на что не способным, подрывающий его веру в свои возможности.

Презрение: пренебрежительное отношение к ребенку с издевками, подсмеиванием, критиканством, оскорблениями с целью унизить ребенка, вызвать стеснение.

Терроризирование: угрозы применения по отношению к ребенку (или тому, кто ему дорог) физического насилия, угрозы оставления в опасности, угрозы уничтожения личных вещей, угрозы расправы в случае невыполнения каких-либо требований; предъявление излишне строгих или заведомо невыполнимых условий.

Изоляция: физическая или социальная изоляция ребенка, ограничение общения с окружающими.

Коррупция и эксплуатация: терпимость или поощрение девиантного поведения, демонстрация ребенку асоциальных форм поведения, выполнение ребенком роли прислуги в различных видах деятельности.

Отсутствие эмоционального реагирования: невнимание и равнодушие по отношению к ребенку, игнорирование его эмоциональных потребностей, избегание визуального контакта, избегание проявления чувства любви и привязанности (поцелуев, объятий, вербального выражения чувств). Отсутствие должного внимания к ребенку: родители не показывают заинтересованность в ребенке, привязанность к нему, отсутствует эмоциональная поддержка и утешение, родители не называют ребенка по имени, могут говорить о нем в третьем лице или как о неодушевленном предмете, демонстрируют отвержение.

Пренебрежение: игнорирование и пренебрежение необходимым лечением психоэмоциональных расстройств, когда это необходимо. Игнорирование или отказ от образовательных программ для развития психоэмоциональной сферы.

Бытовое насилие: ребенок становится свидетелем ссор (обзываний, угроз, взаимных оскорблений и унижений), враждебного отношения, эмоционально холодного отношения между родителями (или другими значимыми взрослыми).

Эмоционально жестокие высказывания: высказывания, которые сильно ранят ребенка (например, «Лучше бы ты не рождался», «Лучше б я сделала аборт», «Такие, как ты, не должны жить», «Таких, как ты, нужно убивать в маленьком возрасте», «Ты полный идиот (дурак), и это не исправить»).

Переживание, выражение радости и положительных чувств – серьезная проблема для детей – жертв насилия просто потому, что они часто не умеют находить радость в том, от чего радуются другие дети. У них хуже развита способность к эмпатии, они не способны понимать чувства других людей, сопереживать им. Во взрослом состоянии они не умеют выражать свои переживания.

свернуть

В чем заключается психическое насилие над ребенком?

развернуть

Психическое насилие (эмоциональное насилие) — длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящие к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

К психическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку.

Психическое насилие еще называют эмоциональным. Этот термин обозначает периодическое или постоянное оскорбление ребенка какими-нибудь неприятными словами, унижение его человеческого достоинства, высказывание угроз. Нередко у родителей сформирован желаемый образ детей. Для его достижения мамы и папы предъявляют своим детям такие требования, которые они выполнить не в состоянии из-за возрастных возможностей. 

свернуть

В каком виде предоставляется информация о реализации мероприятий индивидуальных реабилитационных программ в комиссию по делам несовершеннолетних?

развернуть

Информация о реализации мероприятий индивидуальных реабилитационных программ представляется в комиссию по делам несовершеннолетних с установленной ею периодичностью по форме согласно приложению 4 Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми  наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством. Данная информация подписывается руководителем учреждения. 

свернуть

Какие документы необходимо предоставить педагогу-психологу, педагогу социальному учреждения образования в социально-педагогический центр в случае принятия комиссией по делам несовершеннолетних решения о проведении комплексной реабилитации?

развернуть

Специалисты СППС учреждения образования, в котором обучается несовершеннолетний и где в отношении него проводилась индивидуальная профилактическая работа передают следующие материалы специалистам СПЦ, которые будут сопровождать комплексную реабилитацию:

программа индивидуальной профилактической работы;

психологическая характеристика обучающегося;

аналитические справки о результатах проделанной работы;

иные необходимые материалы.

свернуть

Что необходимо сделать учреждению образования, если несовершеннолетний, с которым реализуется программа комплексной реабилитации, сменил место жительства (выбыл на территорию другого района, области)?

развернуть

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2017 г. № 487 «Об утверждении Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством» учреждение образования, а именно районный социально-педагогический центр, уведомляет комиссию по делам несовершеннолетних о смене места жительства несовершеннолетнего, с которым реализуется программа комплексной реабилитации.

Комиссия по делам несовершеннолетних не позднее 3-х рабочих дней с момента, когда ей стало известно о перемене места жительства несовершеннолетнего, направляет копию соответствующей индивидуальной реабилитационной программы (первичной, завершающей) и результаты ее реализации в комиссию по делам несовершеннолетних по новому месту жительства несовершеннолетнего.

Комиссия по делам несовершеннолетних по новому месту жительства принимает решение о необходимости внесения в соответствующую индивидуальную реабилитационную программу изменений и дополнений и обеспечивает ее реализацию. 

свернуть

Следует ли утверждать программу индивидуальной профилактической работы на заседании совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?

развернуть

В соответствии с методическими рекомендациями по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися в учреждениях образования программа индивидуальной профилактической работы не утверждается.

свернуть

Где фиксируются мероприятия, проводимые педагогом-психологом, педагогом социальным в рамках программы индивидуальной профилактической работы?

развернуть

Индивидуальные, групповые занятия, консультации, проводимые в рамках индивидуальной профилактической работы специалистами социально-педагогическая и психологическая службы, регистрируются в журналах учета консультаций участников образовательного процесса. Также в программе индивидуальной профилактической работы следует заполнять графу «Отметка о выполнении», в которой необходимо проставлять дату проведенного мероприятия.

свернуть

Какие документы должны быть включены в материалы по проведению индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними?

развернуть

В накопительных материалах по проведению индивидуальной профилактической работы могут храниться следующие документы:

основание для проведения индивидуальной профилактической работы (заявление несовершеннолетнего либо его родителей, опекунов или попечителей; приговор, решение, постановление или определение суда; постановление комиссии по делам несовершеннолетних, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел);

приказ руководителя учреждения образования об проведении индивидуальной профилактической работы;

выписки из заседания совета профилактики, на котором осуществляется анализ проводимой работы;

заключение по результатам первичной диагностики;

программа индивидуальной профилактической работы;

входящая информация из органов, учреждений о несовершеннолетнем (копии постановлений комиссии по делам несовершеннолетних, информация о занятости, успеваемости и другие документы, характеризующие образ жизни и поведение несовершеннолетнего).

свернуть

Каковы действия учреждения образования, в случае зачисления обучающегося, с которым по прежнему месту обучения была организована индивидуальная профилактическая работа и срок реализации программы не завершен?

развернуть

При переходе несовершеннолетнего из одного учреждения образования в другое материалы о проведении ИПР необходимо направлять по новому месту обучения в течение 14 календарных дней.

Учреждение образования, получившее документы в полном объеме, в течение 1 дня издает приказ «О продолжении индивидуальной профилактической работы с ________ (Ф.И.О.)», затем вносит изменения и дополнения в имеющуюся программу индивидуальной профилактической работы и осуществляет индивидуальную профилактическую работу в рамках методических рекомендаций по организации в учреждениях образования индивидуальной профилактической работы с обучающимися (за исключением обучающихся специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений), утвержденных Министерством образования Республики Беларусь 01.02.2023.

свернуть

Обязательно ли участие представителей учреждения образования, в котором обучается несовершеннолетний (не проживает с семьей в связи с получением образования) на заседании совета профилактики, проводимого районным социально-педагогическим центром (далее – СПЦ) по месту жительства родителей, при рассмотрении результатов социального расследования?

развернуть

Да, в данном случае акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информацию по результатам социального расследования необходимо рассматривать на совместном заседании совета профилактики. В обязательном порядке на совместном заседании совета профилактики присутствует: не менее 2/3 членов совета профилактики учреждения образования, на базе которого проходит заседание (в данном случае – СПЦ); председатель и не менее 2 членов совета профилактики учреждения образования, в котором обучается несовершеннолетний (по эпидемиологической обстановке, удаленности расположения учреждения образования допускается участие в формате видеоконференции) (в соответствии с Методическими рекомендациями по организации деятельности совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 31.08.2020).

свернуть

Необходимо ли учреждению образования фиксировать в журнале учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной от педагогических работников, государственных органов (в том числе отделов образования), государственных и иных организаций, от граждан информацию о новорожденном ребенке в семье, с которой в настоящее время проводится работа по устранению причин и условий социально опасного положения несовершеннолетних, проводить социальное расследования?

развернуть

Не требуется. Учреждением образования организуется посещение семьи, разрабатываются предложения о мероприятиях, направленных на удовлетворение основных жизненных потребностей новорожденного ребенка, которые в течение 5 рабочих дней после выписки из учреждения здравоохранения направляются в координационный совет для внесения изменений и дополнений в ранее принятые решения в отношении семьи новорожденного ребенка.

свернуть

Необходимо ли выдавать единый билет ребенку, оставшемуся без попечения родителей, имеющему единый билет, выданный отделом образования по месту первоначального предоставления государственного обеспечения (документ в наличии)?

развернуть

Единый билет – документ, который выдается детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации ими государственных гарантий, предусмотренных статьей 14 Закона о гарантиях, а также Положением о порядке выдачи единого билета, условиях и сроках пользования им.

Учреждение образования организует выдачу (и соответствующий учет) единых билетов только тем детям, которые приобрели статус в период обучения в учреждении, либо выдачу дубликатов в случае утраты или приведения в негодность единого билета.

Поэтому, если у ребенка документ в наличии, в надлежащем состоянии, учреждению образования выдавать ему единый билет нет необходимости.

Обратите внимание на тот факт, что по достижении детьми, находящимися на государственном обеспечении в учреждении образования, возраста 18 лет организуется выдача единого билета по другой форме на срок до отчисления из учреждения в связи с получением образования или по иным причинам, но не более чем до достижения студентом, учащимся возраста 23 лет.

свернуть
поделиться в:
Ещё в этом разделе